Запрет гидразина обойдется космической индустрии ЕС в 2 млрд евро в год

Исследовние Airbus Defence and Space показало, что альтернативы ядовитому ракетному топливу нет.
Заправка гидразином. Фото: ESA
Заправка гидразином. Фото: ESA

Потери космической отрасли экономики Евросоюза от запрета на использование гидразина могут составить порядка 2 млрд евро в год. Об этом заявил в ходе конференции  Space Tech Expo Europe представитель Airbus Defence and Space Прия Фернандо.

В случае запрета гидразина, по оценке Airbus, европейские производители двигательных установок будут нести потери в размере около 300 млн евро в год, производители космических аппаратов — до 200 млн евро, а поставщики пусковых услуг будут терять с каждым годом на 500 млн евро больше.  Общие же потери европейской экономики составят 2 млрд евро в год.

Еврокомиссия с 2011 года включила гидразин, который широко используется в химической промышленности, в список веществ, «вызывающих очень серьезную озабоченность». В результате он может попасть под действие европейского регламента авторизации и ограничения использования химических веществ (REACH) и быть запрещен в 2021 году.

В случае запрета гидразина в ЕС для космической отрасли планируется сделать исключение, но по данным исследования Airbus, это не решит проблемы роста цен.

«Для нас вопрос заключается в том, как получить пропеллент по низкой цене, — заявил П.Фернандо. — Сейчас ЕС закупает его оптом, но потребности космической отрасли не так высоки, а значит мы столкнемся с ростом цен. Это проблема».

В космической отрасли ЕС ежегодно используется около 20 тонн гидразина, главным образом в качестве топлива для двигателей. Всего в мире ежегодно производится более 120 000 тонн гидразина. Большинство используется в качестве пенообразователя в химической промышленности.

Одна из самых больших проблем для космической промышленности состоит в отсутствии альтернатив гидразину. Наиболее подходящий по свойствам и экологически более чистый окислитель Динитрамид аммония (ADN, впервые синтезирован в СССР в 1971 году) нуждается в подогреве перед использованием, что делает невозможным его моментальное применение и приводит к сокращению продолжительности срока службы двигательной системы.

«Бывают ситуации, когда нам нужно очень быстро использовать двигатели — например, при отрыве от пусковой установки», — сказал Фернандо. «Но эти новые пропелленты, такие как HAN и ADN, нуждаются в нагревании до 60 минут. У нас нет такого количества времени в этой ситуации».

Исследование, проведенное Airbus, показало, что альтернативные пропелленты, такие как ADN, могут быть пригодны для использования только на небольших спутниках. По данным исследования промышленность сможет разработать полноценную замену гидразину только через 10-20 лет.

Summary
Запрет гидразина обойдется космической индустрии ЕС в 2 млрд евро в год
Article Name
Запрет гидразина обойдется космической индустрии ЕС в 2 млрд евро в год
Description
Исследовние Airbus Defence and Space покащало, что альтернативы ядовитому ракетному топливу нет. В космической отрасли ЕС ежегодно используется около 20 тонн гидразина.